Вернуться назад
Кибербезопасность становится неотъемлемой частью развития морской индустрии. Объектами кибератак могут стать суда, буровые установки в море, портовая инфраструктура, бортовая автоматизация, навигационные системы и пр. Газета "Морские вести России" рассмотрела такие случаи и возможные пути их предотвращения.
Реальные убытки
С июня 2011 года и на протяжении почти двух лет порт Антверпена был жертвой тщательно продуманной кибератаки. Организованная группа из Бельгии взломала сети порта, чтобы узнать место нахождения грузов, пытаясь контрабандой ввезти незаконные товары в страну. Злоумышленники удаленно ставили отметки в системе учета грузов о прохождении конкретными контейнерами всех таможенных процедур и досмотров, а далее получали нужный груз. Преступление раскрыли лишь в 2013 году.
В июне 2017 года последствия кибератаки на компанию Maersk принесли убытки около $250-300 млн. Атака была направлена на системы APM Terminals, которая управляет портовыми терминалами Maersk. Данная система за сутки обрабатывала более 100 тыс. контейнеров и была полностью парализована, что привело к сбоям в графике контейнерооборота и колоссальным потерям.
Лоцманская служба как возможное спасение
Различные мировые организации в области регулирования безопасности на море активно работают над вопросами обеспечения кибербезопасности. IMO (Международная морская организация), IACS (Международная ассоциация классификационных обществ), уже выпустили обширный ряд документов по обеспечению кибербезопасности в морской отрасли и способах минимизации киберрисков.
Обеспокоились проблематикой кибербезопасности и в России. В частности сейчас действует Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ». Нормы 187-ФЗ распространяются и на автоматизированные системы управления, которыми снабжены морские суда.
Тем не менее, с течением времени потенциальных каналов и возможностей для хакерских атак будет становиться больше, их виды будут варьироваться и видоизменяться.
В условиях глобального развития цифровых систем особое место занимает работа лоцманов. Их индивидуальная электронная навигационная система может стать альтернативой основной в момент заражения и сбоя. Учитывая уникальные навыки лоцмана -умение вести судно, используя навигационное оборудование фарватеров и местные ориентиры, а также автономность его планшета, лоцман может стать вариантом страховки основной электронной системы.
Хорошее знание лоцманом местных условий позволяет достаточно точно определять место судна без каких-либо приборов, а точность лоцмана в определении положения судна на фарватере по его навигационному оборудованию достигает 2-3 метров. Если аппаратура вышла из строя, лоцман сможет это заметить одним из первых и контролировать дальнейший процесс проводки. При необходимости лоцман сможет в ручном режиме довести судно к причалу.
Работа лоцманской службы, центров СУДС, АИС, ситуационных центров и других неотъемлемых составляющих системы современной цифровой безопасной навигации находится во взаимодополняющем единстве, и в перспективе это единство будет усиливаться, в т.ч. в целях противодействия киберугрозам. Данные аспекты требуют исключения влияния коммерческого фактора на сферу безопасности мореплавания и создания в России лоцманской службы, оснащенной на уровне передовых стран мира.
Наверх