Вернуться назад
Условием получения лицензий на добычу газа могут сделать загрузку российской верфи
Минприроды готово поддержать просьбу главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона о выставлении на аукцион крупного Северо-Гыданского участка. Ранее президент РФ Владимир Путин поручил Минприроды проработать данный вопрос с учетом просьбы главы газового холдинга о включении в условия аукциона обязательного использования запасов участка для производства СПГ, что фактически делало компанию единственным претендентом.
Но администрация президента РФ предложила Минприроды включить в итоговый доклад президенту РФ по данному вопросу дополнительные лицензионные требования, а именно транспортировку СПГ российскими судами с учетом планов загрузки дальневосточной верфи «Звезда» (управляется «Роснефтью» и Газпромбанком). Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Собеседники газеты полагают, что инициатива исходит от «Роснефти»
Северо-Гыданский участок является одним из десяти, которые в 2016 году Минприроды зарезервировало под СПГ-проекты НОВАТЭКа на Ямале и Гыдане. Предполагается, что он станет ресурсной базой для СПГ-завода «Арктик СПГ-3» с запуском после 2030 года.
До сих пор у НОВАТЭКа не существовало юридических обязательств по заказу судов именно на российских верфях. Компания уже строит на «Звезде» 15 газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2». Ранее компания попросила Владимира Путина разрешить ей строительство еще десяти газовозов на зарубежных площадках — китайской Hudong либо на корейских DSME, Samsung и Hyundai. Эти суда нужны НОВАТЭКу к 2023–2024 годам для вывоза газа с «Обского СПГ» мощностью 5 млн тонн в год, а «Звезда», которую НОВАТЭК дополнительно готов загрузить еще 20 газовозами до 2030 года, по мнению компании, не успеет построить необходимое количество судов.
Если идея об обязательном использовании российских танкеров будет поддержана, возникнет несколько вопросов. Учитывая, что ресурсной базой «Арктик СПГ-3» будет несколько месторождений, неясно, в какой степени требования для Северо-Гыданского участка затронут проект в целом.
Также непонятно, как технически НОВАТЭК, у которого во флоте будут танкеры как российской, так и зарубежной постройки, должен обеспечить вывоз продукции конкретного месторождения именно первыми.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев считает целесообразным добавить в лицензионные требования использование судов под флагом РФ и построенных в России при условии учета реальных возможностей российских верфей. «Таким образом обеспечивается давно ожидаемый реальный мультипликативный эффект во многих обеспечивающих отраслях; судостроение, в свою очередь,— мультипликатор для развития многих смежных отраслей»,— говорит эксперт.
Как замечает директор по разведке и добыче нефти и газа Vygon Consulting Сергей Клубков, особые требования к будущему недропользователю существовали в России и ранее, но сводились в основном к условиям переработки сырья. Требования об использовании местных услуг и оборудования характерны для любого соглашения о разделе продукции и некоторых других налоговых режимов пользования недрами. Поэтому, считает господин Клубков, подобное требование для Северо-Гыданского участка не будет уникальным в мировой истории, «но определенно станет прецедентом для российской практики предоставления прав пользования недрами».
Наверх