09.12.2020

ЧТО ДЕЛАТЬ МОРЯКАМ, ЕСЛИ НА БОРТУ ОБНАРУЖИЛИ «НЕЖДАННЫХ» ГОСТЕЙ?

Для многих моряков «незваные гости на судне» — головная боль, а для некоторых, как средство дополнительного заработка. Но и тем, и другим приходится несладко, если об этих пассажирах узнают контролирующие органы.

В том случае, когда нелегальные пассажиры прячутся в контейнерах, автомобилях или других типах грузовых единиц, а затем загружаются на судно, отправляющееся в длительный рейс, то их  могут обнаружить.

Если экипаж обнаружил этих гостей, то незаконным образом проникшие на борт лица — должны быть помещены в безопасные помещения, по возможности под охраной, и обеспечены питанием и водой. Место, где были обнаружены «туристы», необходимо обыскать с целью поиска документов, удостоверяющих их личность. Каждого нелегала по возможности необходимо разместить в отдельном помещении. Независимо от того, насколько серьезные неудобства нелегальные пассажиры создают для капитана, экипажа и судовладельца, необходимо отнестись к ним  по-человечески. При необходимости, экипаж должен предоставить нелегальным пассажирам медицинскую помощь. 

Рассмотрим разные ситуации на борту судна, когда экипаж обнаружил незваных гостей:

  • Можно ли привлекать к работе на судне нелегальных пассажиров? Труд нелегальных пассажиров на борту запрещается использовать, поскольку они не имеют соответствующей  подготовки и могут представлять угрозу безопасности судна. К тому же, если поручить им выполнение работы, они будут подвергаться повышенному риску травм, а это может повлечь за собой медицинские расходы, компенсации и иски по заработной плате, что вызовет дополнительные проблемы в процессе репатриации. 
  • Если нелегальный пассажир на борту умер? Если во время рейса нелегальный пассажир скончается, портовые власти в следующем порту захода совместно с представителями соответствующего посольства решат, как действовать дальше. На этот случай в разных странах предусмотрены разные процедуры, поэтому капитанам рекомендуется следовать инструкциям местных властей. 
  • Преступления, совершенные членами экипажами по отношению к нелегалам. Случаи жестокого обращения или даже убийства обнаруженных на борту нелегальных  пассажиров привели к тому, что Международная морская организация приняла правила, применимые ко всем портам во всех странах. Однако в отрасли не всегда соблюдают эти правила: слишком часто нелегалов бросали – и до сих пор бросают за борт в бочках или ящиках с небольшим количеством еды и воды, оставляя этих людей на произвол судьбы.

Случаи плохого отношения экипаж к нелегалам могут быть очень чреватыми для первых. Так, в 1990 году старший помощник  и члены экипажа судна MC Ruby, которые сейчас отбывают пожизненное заключение, были признаны виновными в убийстве восьми африканцев — нелегальных пассажиров, тела которых они выбросили в море. Их преступление раскрыл Кингсли Офосу, единственный оставшийся в живых нелегал, который прятался на борту, пока судно не пришвартовалось. Суд тщательно расследовал действия судовладельца, чтобы решить, можно ли привлечь его к субсидиарной ответственности за поведение капитана и экипажа. Если бы имелись какие-либо доказательства того, что судовладелец поощрял или санкционировал такое обращение, суд мог мог принять надлежащие меры и против него тоже.

Капитан балкера MV Top Grace в апреле текущего года признался в непредумышленном убийстве, что он выбросил за борт двух нелегалов-танзанийцев, которые смогли доплыть до берега через кишащие акулами воды и выжили. 

  • Зачем экипажи так поступают с нелегалами, а не терпят их нахождение на борту? Высадка нелегальных пассажиров — это долгая процедура, которая включает в себя проверки, расследования, допросы членов экипажа, кучу документов и прочее. Некоторые страны вовсе не разрешают высаживать нелегалов в своих портах. Для членов экипажа обнаружение нелегальных пассажиров на борту означает, что они неизбежно понесут вину за то, что не приняли должных мер безопасности по недопущению проникновения на борт посторонних, а для капитана это означает, что компании или судовладельцу придётся нести все расходы по депортации. 

 

  • Что говорят правила IMO в отношении нелегальных пассажиров? В 1965 году IМО приняла Конвенцию по облегчению международного морского судоходства (FAL Convention). Основная цель этой Конвенции состоит в том, чтобы предотвратить ненужные задержки в морском судоходстве, способствовать сотрудничеству между правительствами и добиться единообразия правил, относящихся к этой области морского права. Несколько инцидентов с участием нелегальных пассажиров, мигрантов и беженцев побудили IМО в ноябре 2001 г. принять резолюцию о пересмотре мер безопасности и процедур обращения с людьми, спасенными на море, включая нелегалов, обнаруженных на борту. За последние годы были внесены дополнительные поправки, в которые добавлены новые стандарты и рекомендации в отношении обращения с нелегальными пассажирами  на борту. Цель этих поправок и дополнений — гарантировать безопасность и человеческое обращение с нелегальными пассажирами на борту судов в течение всего времени их пребывания на борту — до момента их доставки в безопасный порт. В соответствии с измененной  Конвенцией по облегчению международного морского судоходства, перечень минимальных мер безопасности и организации охраны судна, которые необходимо принять, выглядит следующим образом (не является окончательным или исчерпывающим):

 

Как должен вести себя судовладелец в этих ситуациях: 

  • необходимо убедиться, что на каждом  судне имеются  официальные планы по предотвращению проникновения на борт посторонних лиц, кроме того, перед тем как судно покинет порт, где существует высокий риск посадки на борт посторонних лиц, необходимо провести досмотр судна по поиску нелегальных пассажиров. Эти требования не распространяются на пассажирские суда;
  • все двери, люки и другие места доступа к судну должны быть заперты в течение всего времени, пока судно стоит в порту. Количество мест доступа на судно необходимо свести к минимуму и убедиться, что они охраняются. Возможные места проникновения на борт судна со стороны моря, также, должны находится под охраной;
  • организовать наблюдение за палубой;
  • поддерживать достаточное освещение ночью; как внутри, так и вдоль корпуса;
  • вести журнал регистрации лиц, садящихся на судно и высаживающихся с судна;
  • иметь в наличии и поддерживать в рабочем состоянии  надлежащие средства связи. 

 

Какие меры предпринимает администрация порта / терминала
Патрулирование портовых территорий:

  • должна организовать охраняемую площадку/помещение для складирования различных видов грузов, внутри которых  могут попытаться спрятаться нелегальные пассажиры;
  • организовать наблюдение за людьми, входящими в вышеуказанную зону, и грузами, которые туда поступают;
  • договориться со стивидорной компанией о составлении списка сотрудников, которые имеют допуск к этим помещениям. 

 

Как должен вести себя капитан судна:

  • проинформировать администрацию государства флага, власти следующего порта захода и портовые власти об обнаружении нелегального пассажира на борту;
  • установить личность и национальность нелегального  пассажира;
  • принять надлежащие меры для того, чтобы здоровью, благополучию и безопасности нелегального пассажира ничего не угрожало — вплоть до момента депортации. 

 

Меры со стороны государства флага судна:

  • содействовать капитану и администрации порта в оформлении документации для высадки нелегального пассажира;
  • выделить представителя для взаимодействия с соответствующими органами для оказания помощи в депортации в следующем порту захода;
  • оказывать содействие капитану, судовладельцам и администрации порта в планировании депортации и репатриации. 

 

Как поступает страна первого порта захода  после обнаружения нелегального  пассажира на борту:

  • должна принять нелегального пассажира для проведения расследования в соответствии с местным законодательством;
  • разрешить высадку на берег за счет судовладельца и агента. 

 

Меры со стороны страны, в порту которой нелегальный пассажир проник на борт:

  • должна принять любого такого человека, если он является её  гражданином;
  • если нелегальный пассажир обнаружен в порту, где он/она проник на борт судна, то он/она должен быть задержан без предъявления обвинений судовладельцу или агенту. 

 

Страны, через которые нелегальный пассажир следует транзитом при возвращении на родину: должны выдать нелегальному пассажиру разрешение на получение визы для транзита через их порты или аэропорты.

↑ 

Наверх