Вернуться назад
Профессия моряка из-за множества факторов считается одной из самых опасных и трудных, что было ещё раз доказано во время пандемии. Первыми, кто принял на себя её удар и до сих пор ощущает последствия — это, конечно же, моряки.
Работа в море считается к тому же ещё и самой эмоционально напряженной по многим причинам.
Опасность пиратства
В 2009–2011 годах, во время расцвета современного морского пиратства, суда в основном подвергались нападениям в Аденском заливе у побережья Сомали в Восточной Африке. Сомалийские пираты захватывали суда и экипажи с целью выкупа. Судовладельцы сбрасывали им наличные – выкуп за освобождение – с вертолётов.
Сейчас у берегов Сомали практически не бывает нападений благодаря присутствию хорошо вооруженной охраны и военному вмешательству в регионе. Беззаконие сконцентрировалось в водах Нигерии и Юго-Восточной Азии. Нигерийцы не угоняют суда, как это делали сомалийские пираты. Они похищают моряков с целью выкупа, орудуют они в основном в Дельте Нигера.
Моряки подвержены новым рискам пиратства и очень переживают из-за этого. Закончившееся смертью моряка нападение пиратов, которое произошло 23 января у западного побережья Африки – лишь очередное тому напоминание. Экипаж укрылся в цитадели. Согласно сообщениям, нападавшие применили взрывчатку. Жертвой пиратов стал один член экипажа, 15 остальных бандиты взяли в заложники.
По данным Международного морского бюро (IMB), в 2020 году во всем мире было совершено 195 нападений или попыток нападений на суда, что на 13% больше, чем в прошлом году. В прошлом году было похищено 153 члена экипажа – все, кроме пяти, в Гвинейском заливе. А с 2019 года в Гвинейском заливе произошел беспрецедентный рост числа групповых похищений членов экипажа.
По мнению экспертов, недопустимо, чтобы в 21 веке моряки не могли спокойно выполнять свою работу, не думая об опасности пиратских нападений. Риск пиратства достиг такого уровня, когда необходимо задействовать мощный военный потенциал.
Страх быть похищенными пиратами добавился к страхам, связанным с COVID-19
Если судно должно пройти через Гвинейский залив, у моряков нет иного выбора, кроме как принять риск быть похищенными пиратами, поскольку они не управляют маршрутом судна.
Именно жестокое нападение на контейнеровоз Mozart усилило опасения и страхи моряков, особенно тех, кто работает в пиратоопасных регионах.
Усилившаяся угроза пиратских похищений и связанные с этим страхи моряков наложились на и без того серьезное беспокойство по поводу ситуации с COVID-19:
Осуществлять смену экипажей стало ещё труднее
Распространение новых штаммов COVID-19 в Бразилии, Южной Африке и Великобритании способствовало ужесточению ограничений на смену экипажа во всем мире. Моряки серьезно пострадали от кризиса смены экипажа, некоторые из них «отметят» два года на борту. И есть совершенно реальная вероятность того, что при новых ограничениях число таких моряков будет быстро увеличиваться, а не уменьшаться.
Моряки стали заложниками ситуации и не могут покинуть свои суда — в море наблюдается гуманитарный кризис.
Экипаж застрял на полгода у берегов Китая
Ещё одним вызовом для моряков стал дипломатический конфликт между Австралией и Китаем – еще одна причина и еще одна угроза психическому здоровью моряков. Китай с прошлого года запретил импорт в страну австралийского угля. В результате не у дел оказались около 70 груженых углём балкеров, многие из которых до сих пор стоят на якоре у побережья Северного Китая.
В Международной федерации транспортников критикуют бедственное положение, в котором оказались моряки этих брошенных на произвол судов со слов одного из членов экипажа.
Там говорят, что на этой почве некоторые моряки пытаются покончить жизнь самоубийством, многие не выходят из своих кают, и все они думают о худшем из возможных вариантов.
Моряки, попавшие в эпицентр конфликта между Китаем и Австралией, возмутительно долго находятся в отчаянном положении.
Наверх