19.03.2021

СТРАНЫ ЗАБЫВАЮТ О СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ, КОГДА МОРЯКИ ПОПАДАЮТ В НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

В связи с тем, что некоторые страны отказываются выполнять свои обязательства перед моряками, оставленных моряков с каждым годом становится только больше.

Сегодня в базе данных Международной организации труда (МОТ) числится более 200 неурегулированных случаев оставления судов. Как утверждают в Международной федерации транспортников (МФТ/ITF), по факту таких случаев гораздо больше, поскольку часто сообщения о проблеме поступают только через несколько месяцев.

В основном, причиной такого количества брошенных экипажей, которым месяцами, а порой и годами, приходится оставаться на борту, является несовершенство существующей системы, в которой абсолютно любая страна может продавать свой флаг судовладельцам. При этом, далеко не каждая из них готова вмешаться, когда на зарегистрированном судне начинаются серьезные проблемы

Все суверенные государства пользуются равным правом регистрации судов под своим флагом в соответствии с многовековой международной практикой, подкрепленной законами.

Основываясь на этом, в отрасли были сделаны ложные выводы:

  • поскольку такое право существует, все страны должны его реализовать;
  • если государство, на самом деле слабо заинтересованное в торговом судоходстве, решит «сдать в аренду» свою национальность, то никто не может этому воспрепятствовать.

Результаты системы «бьют» только по морякам.

Сложившаяся система приводит к ужасным последствиям для членов экипажей, ответственность за судьбу которых не хочет брать ни одно государство.

Практически на всех брошенных судах моряки страдают от отсутствия пищи и предметов первой необходимости, не говоря уже о чем-то большем.

Эксперты считают, что такие последствия оставления судов — неизбежный результат действующей системы, позволяющей регистрировать теплоходы под флагом стран, для которых морское судоходство не представляет значительного интереса. В итоге владелец бросает судно, а государство флага, расценивающее его как обычного покупателя услуги, не видит причин брать на себя ответственность за теплоход и команду, тем более, когда перестает получать регистрационные сборы.

Существует несколько предложений по реформированию действующей системы, чтобы избавиться или, как минимум, сократить распространенность этих проблем:

  • создать максимально упрощенную модель, когда каждый теплоход ходит под флагом страны судовладельца с местным экипажем;
  • на практике даже самые суровые критики системы государств флага сосредоточили свои программы реформирования не столько на вопросе национальной принадлежности судов, сколько на обеспечении государствами флага соблюдения основных прав человека и трудовых прав, а также международных норм безопасности и охраны окружающей среды.
↑ 

Наверх