24.03.2021

Акцент помощи морякам сместился в поле логистики

Цифры уступают результатам работы в 2019 году, когда российские инспекторы посетили 476 теплоходов и помогли вернуть членам экипажей почти $2 млн 162 тысячи. Снижение показателей объясняется коррективами, которые внесла в работу пандемия коронавируса: из-за повсеместных ограничений и запретов проход в порты стал практически невозможным, а вследствие закрытых границ и резкого сокращения международного авиасообщения акцент в помощи морякам сместился в поле логистики. Несмотря на это, координатор МФТ в России Сергей Фишов уверен: инспекторы показали хорошую командную работу, - сообщает РПСМ.

Беспрецедентный кризис 
Пандемия коронавируса и последовавший за ней кризис смены экипажей создали морякам много проблем: в эпицентре оказались более 400 тысяч работников флота, которые не могли своевременно завершить контракты и вернуться домой, столько же моряков оставались на берегу без заработка в ожидании посадки на судно. 
– Самый частый вопрос, который задавали члены экипажей, – как списаться с судна в связи с окончанием срока контракта, что неудивительно, ведь некоторые из них находились в рейсе по 15-20 месяцев, – рассказывает инспектор МФТ во Владивостоке Петр Осичанский. – За год мы получили порядка 30 запросов на содействие в организации смены и нам удалось помочь 33 морякам. 
Огромным подспорьем в этом оказалось то, что дальневосточные порты Владивосток, Находка, Славянка, Зарубино оставались единственными открытыми в Азиатско-Тихоокеанском регионе портами для репатриации как российских, так и иностранных моряков. Правда, с одной оговоркой – для списания нужны были веские основания. Так, в самый разгар пандемии, в апреле, владивостокская МФТ помогла вернуться на Украину старшему механику с сингапурского судна St. Katharinen (ИМО 968915), следовавшего в Славянку.

Брошенных экипажей стало больше
На юге России вопрос – как вернуться домой – тоже звучал ежедневно, однако традиционные проблемы, с которыми члены экипажей обращаются в МФТ никуда не делись.
– С апреля 2020 года каждый день мы получали десятки звонков и сообщений от моряков, застрявших на судах по всему миру, – рассказывает инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. 

– Ситуацию удалось стабилизировать: в марте средства на покупку продуктов и воды для экипажа выделил Российский профсоюз моряков, а в конце апреля – МФТ, – вспоминает Ольга Ананьина. – Частично решился вопрос и по погашению долга: ответственность вместо судовладельца взял Клуб взаимного страхования Hanseatic. Однако выплаты в размере $42 тысячи произвели только за четыре месяца согласно страховому свидетельству, наличие которого подразумевает Конвенция о труде в морском судоходстве.

В процесс оказания помощи своим гражданам включилось и индийское посольство: моряков планировали вывезти эвакуационным рейсом через Москву 28 мая, но все сорвалось из-за требования российских властей о прохождении 14-тидневного карантина по прибытию в столицу. Лишь 3 июля они все-таки вылетели в Дели, поблагодарив Ольгу Ананьину за помощь.

Логистические задачи решаются
К середине лета некоторые компании начали откровенно злоупотреблять сложившейся в мире ситуацией, заставляя членов экипажей работать на судне намного дольше предельных сроков контрактов, указанных в КТМС. Тем временем некоторые страны уже начали вводить послабления на передвижения, другие – вовсе снимать ограничения на въезд и выезд при условии отрицательного теста на коронавирус. Но многие моряки продолжали работать в море по 12, 14 и даже 18 месяцев. После того, как Международная федерация транспортников предельно ясно обозначила свою позицию – моряки не обязаны заключать новые контракты и имеют право вернуться домой, в портах начали задерживать суда по причине истекших трудовых договоров членов экипажей. Так судовладельцы стали находить способы сменить экипаж. 

– Berge Taranaki под флагом Либерии чуть не попал под санкции государственного портового контроля в Калининграде из-за нарушений сроков контрактов моряков, – рассказывает инспектор МФТ в Калининграде Вадим Мамонтов. – К этому моменту они были просрочены на два месяца. Когда же встал вопрос о задержании судна, проблема решилась довольно быстро – судовладелец предоставил гарантийное письмо в PSC, в котором заверил, что сменит всех членов экипажа в Эстонии. И если бы не эта ситуация, морякам грозил бы очередной переход до Латинской Америки. 
Вадим Мамонтов отмечает, что портовые власти не раз приходили на помощь как инспекции МФТ, так и морякам. 

– Нам редко удавалось посещать суда, – объясняет он. – В основном это было связано с ограничениями, введенными компаниями на своем флоте: капитанам запрещалось пускать на борт людей, не имеющих отношение к операциям с судном и грузом. Мы понимаем, что в контексте пандемии такие меры предосторожности абсолютно оправданы, поэтому для реагирования на ту или иную ситуацию обращались за помощью к портовым властям. И они нам не отказывали. 

На помощь МФТ и морякам
Действительно, PSC не раз приходил на выручку МФТ. Примеры совместной работы есть не только в Калининграде, но и в других портовых городах. Так, государственный портовый контроль Усть-Луги помог урегулировать вопросы репатриации и выплаты зарплаты морякам т/х Ever Grand (ИМО 9613989, флаг Панамы).

Работа продолжается 
Координатор МФТ в России Сергей Фишов постоянно подчеркивает, что результативная работа МФТ – заслуга каждого из команды инспекторов: 
– Свою работу мы проводим не только в тесном взаимодействии между собой, но и в сотрудничестве с государственным портовым контролем и национальными морскими профсоюзами. Это позволяет добиваться лучших результатов по оказанию помощи членам экипажей. И пусть пока не все проблемы моряков решены, мы продолжаем двигаться в этом направлении. Наши цели прежние – добиться, чтобы каждый работник флота получал заработанные деньги, имел право завершить контракт и вовремя вернуться домой. 

↑ 

Наверх