05.10.2021

ПДНВ СИЛЬНО УСТАРЕЛА И ОТСТАЁТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТРАСЛИ

Сегодня, когда технологическое оснащение судов постоянно меняется и развивается семимильными шагами, важно идти в ногу со временем в вопросах образования.

Но, соответствует ли обучение моряков, такое, каким оно является сегодня по стандартам Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), современным достижениям в области технологий, — большой вопрос?

На вебинаре «Будущий моряк» («The Future Seafarer») Международной палаты судоходства (ICS) председатель ICS Эсбен Поулссон отметил, что хотя ПДНВ «изо всех сил пытается идти в ногу с технологическими изменениями на судах, разрыв между действующими нормативными требованиями и тем, что необходимо знать морякам на практике, растет».

Начальник Управления по выдаче дипломов моряка (Office of Merchant Mariner Credential) Береговой охраны США, председатель подкомитета Международной морской организации по человеческому фактору и руководитель делегации США в IМО по вопросам безопасности Майте Медина подчеркнула, что IМО приступает к разработке требований к обучению уже после проведения регламентирующей работы в других областях. «Большую часть времени мы лихорадочно пытаемся как можно быстрее их разработать, чтобы успеть вовремя внедрить, когда оборудование уже начнет эксплуатироваться или требования вступят в силу», – подчеркнула она она.

По её мнению в том, что касается стандартов подготовки моряков, IМО проигрывает битву за попытки идти в ногу с новыми технологиями. Например, в вопросе с морской навигационной картографической системой ECDIS ИМО сильно отстала. Так, она использовалась на протяжении двух лет, а требований к обучению и работе на этом оборудовании еще не было.

«ПДНВ содержит ряд устаревших требований некоторые из которых нужно убрать, а другие – переработать. Мой любимый пример касается обучения работе с радаром, ECDIS и ARPA (автоматическое средство построения радиолокационных изображений). Конвенция ПДНВ никак их не связывает, хотя на судне используется одно устройство для всех трех. Некоторые администрации организуют отдельные курсы обучения по работе с каждым из них, хотя можно все совместить в одном. Кроме того, необходимо сделать так, чтобы моряки были более технически подкованными. Мы включили в план последнего проекта пересмотра Конвенции должность офицера электромеханика», — сказала М. Медина.

Если автономные суда станут нормой, то структура ПДНВ с разделением на палубную и машинную команды, по мнению эксперта, также может устареть.

Она считает, что нужно выработать определение для более многофункционального типа работников, именно движение к универсальности с точки зрения выполняемых членом экипажа функций станет основной тенденцией в будущем, по мере распространения автономного судоходства.

Приемлемые модели обучения.

Стандартный формат обучения моряков, предусмотренный в рамках ПДНВ – это занятия в аудиториях, но во время пандемии такой формат был недоступен. Во многих странах пытались оперативно перейти на виртуальное образование, но это не универсальный выход.

По мнению М. Медины, этот процесс необходимо упорядочить и регламентировать, ведь не по всем предметам можно проводить обучение при помощи виртуальных средств, только по некоторым. Также она считает, что необходимо использовать средства распознавания личности для виртуальных курсов, которые предусматривают оценку.

«Что касается требований о прохождении морской практики по отдельным видам обучения, то следует сказать, что был проведен ряд исследований, которые показали, что обучение на тренажере может быть к ней приравнено. Пора расширить их использование для подготовки моряков. Нам это очень нужно», – полагает Майте Медина.

Она считает, что в Конвенцию можно было бы внести дополнение, указав, что обучение на тренажерах следует считать эквивалентным практическим занятиям в море. Формальное обучение при этом должно дополняться практикой и ознакомительным инструктажем на борту судна, что, на самом деле, является обязанностью судовладельцев.

Что касается подготовки руководящих кадров, то Майте Медина считает ее важной составляющей   корпоративной культуры, которая способствует их воспитанию на всех уровнях.

Как найти работу без надлежащего опыта? Генеральный секретарь Международной федерации транспортных рабочих Стивен Коттон этот вопрос прокомментировал так: «Если мы хотим расширить возможности трудоустройства моряков, мы должны изменить подход, в котором приоритет отдается «самой дешевой рабочей силе». Так никогда не удастся построить карьерный путь».

Однако сейчас по большей части в морском секторе царит разочарование и даже некоторая степень недоумения в связи с бездействием властей и избыточной бюрократией по отношению к морякам, а пандемия эту ситуацию усугубила.

↑ 

Наверх