12.01.2022

Приказ Минтранса России от 8 ноября 2021 года №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»

                           Руководителям территориальных  (региональных) и первичных организаций РПСМ

  О приказе Минтранса России от 8 ноября 2021 года №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»

  Уважаемые коллеги,

 настоящим извещаем вас, что с 1 марта 2022 года вступает в силу Приказ Минтранса России от 08 ноября 2021 года №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».

Указанный нормативный правовой акт (далее НПА) будет действовать до 1 марта 2028 года, так как в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» срок действия НПА Правительства и федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу.

Данный приказ отменяет действие приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».

Обращаем ваше внимание на основные нововведения при регулировании выдачи квалификационных документов моряков.

  1. В пункте 1 сказано, что Приказ в том числе реализует требования Полярного кодекса и Международного кодекса безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (кодекс МГТ), и далее в пунктах 68, 69 и 70 предусмотрена выдача документов специалистам судов, эксплуатирующихся в полярных водах, а также использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки.

  2. Пункт 6 предусматривает возможность выдачи квалификационных документов в электронной форме. Следует отметить, что Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты и действующим приказом № 62 такой опции не предусмотрено. 

  3. В новом Положении больше не используется термин «справка о плавании», так в пунктах 19 и 20 можно увидеть, что вместо справки о плавании необходимо предоставлять данные из мореходной книжки или иные подтверждающие документы. В пункте 20 дан перечень информации, которая должна содержаться в таких документах.

  4. Согласно пункту 21 заключение о соответствии стажа плавания по объему, времени набора и исполнении функций на борту судна для выдачи (продления) соответствующего квалификационного документа составляется дипломным отделом капитана морского порта и подписывается капитаном морского порта.

В целях составления заключения вместо справок о плавании теперь используются следующие сведения:

- о трудовой деятельности в электронной форме или на бумажном носителе;

- содержащиеся в судовых ролях, копии которых предоставляет заявитель (при наличии данных документов у заявителя);

- содержащиеся в письменных подтверждениях судовладельцев, организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, полученных на основании соответствующих запросов капитана морского порта.

  1. Согласно пункту 24 стаж работы на рыбопромысловых судах валовой вместимостью менее 500 и длиной более 20 м учитывается при получении и продлении квалификационных документов судоводителей на более высокий уровень для работы на рыбопромысловых судах валовой вместимостью от 500 до 3000.

  2. Согласно положениям раздела V для получения квалификационного документа кандидатам теперь вместо свидетельства о прохождении подготовки в морской образовательной организации или в учебно-тренажерных центрах необходимо предъявлять документ о квалификации, подтверждающий прохождение соответствующей подготовки.

  3. Согласно пункту 31 стаж работы на судне с определённой валовой вместимостью нужен только для первичного получения диплома капитана и лиц командного состава. Для продления диплома капитана или лиц командного состава стаж работы может быть получен независимо от валовой вместимости или мощности главной двигательной установки судна.

  4. В соответствии с пунктами 38-41 и 47-50 снято требование о наличии высшего образования для должностей судоводителей и судомехаников уровня управления, чего давно добивался РПСМ. Так для получения дипломов старшего помощника капитана, капитана, второго механика и старшего механика теперь достаточно предъявить диплом вахтенного помощника или вахтенного механика, которые выдаются при наличии высшего или среднего профессионального образования.

  5. Согласно пункту 82 в диплом вносятся записи обо всех должностях, которые может занимать моряк, включая нижестоящие, с указанием на имеющиеся ограничения или их отсутствие.

  6. В пункте 122 устанавливается срок выдачи дубликатов взамен испорченных или утерянных квалификационных документов не более трех дней.

  7. Согласно пункту 128 дипломы капитана и лиц командного состава без ограничений признаются годными для работы на соответствующих нижестоящих должностях с любыми ограничениями, включая рядовые должности.

  8. Согласно пункту 129 дипломы капитана и лиц командного состава с ограничениями признаются годными для работы на соответствующих должностях с этими же ограничениями, включая нижестоящие должности.

  

Первый заместитель председателя РПСМ         И.В. Ковальчук

Исполнитель:

Эксперт по правовым вопросам

М.Р. Агрба

↑ 

Наверх