04.04.2022

Распутывая морские узлы: РПСМ о повседневной работе и перспективах

15,5 млн долларов США – такую сумму задолженностей по зарплатам и компенсаций по результатам расследования травм Российский профсоюз моряков помог вернуть членам экипажей судов. Впрочем, помощью в получении законных выплат профсоюз не ограничивается. В пандемию Covid-19 и с начала спецоперации на Украине РПСМ пришлось значительно усилить поддержку экипажей, оказавшихся в крайне нестандартных ситуациях. Об этом и многом другом в интервью «Солидарности» рассказал глава Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков (на фото). 

– Юрий Юрьевич, какие были особенности работы профсоюза в условиях коронавирусной инфекции? Нужна ли была со стороны профсоюза специализированная помощь? Чем удалось помочь экипажам, задержанным из-за карантина? 

– Разумеется, работа профсоюза в это время сильно изменилась, причем перестраиваться пришлось очень быстро. Практически сразу на первый план вместо привычных обращений о невыплате зарплаты вышли просьбы о помощи в репатриации. Поскольку с началом пандемии в портах по всему миру были введены жесткие ограничения, смена экипажей сильно усложнилась. Проблема росла как снежный ком, и Международная морская организация на 25 сентября 2020 года сообщала о 400 тысячах моряков со всего мира, остающихся в море после завершения срока контрактов. Из них порядка 10,5% – 42 тысячи – россияне. Еще столько же, по ориентировочным данным, находились на берегу без возможности попасть на судно. Годами отлаженная схема смены экипажей была нарушена, моряки лишились своего законного права схода на берег и, что самое страшное, на срочную медицинскую помощь. 

Российский профсоюз моряков сразу направил все силы на помощь членам экипажей. Один из вопиющих случаев произошел в самом начале пандемии. 18 апреля на судне WL Palekh у российского моряка случился инсульт. Ему требовалась срочная медпомощь, но судно получало отказ за отказом в экстренной медицинской эвакуации в индонезийских портах по пути следования. Оправдывалось все тем, что Индонезия из-за борьбы с пандемией, согласно распоряжению правительства, была закрыта на въезд и выезд. РПСМ стоило колоссальных усилий решить вопрос с эвакуацией моряка. Были задействованы профсоюз моряков Индонезии, первые лица Министерства транспорта и Министерства иностранных дел, международные организации. Только спустя почти четверо суток борьбы за жизнь моряка он, наконец, был доставлен в больницу. Эвакуация произошла в порту Белаван ночью 21 апреля. 

Надо сказать, что не в последнюю очередь в такой ситуации страдает психика моряков. Например, член экипажа SCF Sayan попросил профсоюз помочь в списании как раз из-за тяжелого психологического состояния. Но из-за ограничений, связанных с коронавирусом, было необходимо специальное разрешение властей. 12 июня 2020 года член экипажа вернулся домой, во Владивосток, – благодаря совместной работе РПСМ, профсоюза в Шри-Ланке и Международной федерации транспортников. 

Безусловно, моряки обращались к нам и за помощью в репатриации в связи с истечением сроков контрактов. Каждый из этих случаев можно назвать особенным: требования в разных странах сильно отличались друг от друга, как и ситуации на борту. Многие из моряков не могли и до сих пор не могут в некоторых портах получить доступ к полноценной медпомощи на берегу. Всего наш профсоюз помог в репатриации 830 российских моряков, причем 57 из них – по медицинским показаниям. 

Также в практике РПСМ было семь случаев, когда речь шла о спасении жизни. Наш труд совместно с другими профсоюзами, ведомствами и организациями позволил добиться списания, госпитализации этих моряков в иностранных портах или репатриации в Россию. 

Ситуацией с Covid-19 воспользовались и некоторые судовладельцы. Большой проблемой стало нежелание пускать представителей профсоюза на борт, которое они объясняли риском заражения экипажей коронавирусом. Поэтому личного непосредственного общения с моряками вынужденно стало меньше – его часто заменяли письменные обращения, сообщения, телефонные разговоры. Пришлось перестраивать саму форму работы профсоюза. Представители РПСМ перешли на удаленную работу, которая то прерывалась, то возобновлялась в зависимости от уровня заболеваемости и указаний властей.

– Расскажите о главных достижениях профсоюза за последние годы – сколько средств удалось вернуть морякам, какие были громкие победы и интересные моменты в работе? 

– В 2021 году в жизни РПСМ произошло много важных событий: он был сложным и непредсказуемым, в основном из-за пандемии. Но несмотря на трудности, год стал насыщенным и интересным. Так, подписано Соглашение о сотрудничестве между Общероссийским профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, Российским профсоюзом моряков и Российским профсоюзом работников атомной энергетики и промышленности. Это создало мощную платформу, объединяющую в своих рядах больше 1,5 млн работников, для консолидации движения в деле защиты социально-экономических интересов тружеников Севера. Она позволит совместно защищать интересы и права членов отраслевых профсоюзов и учитывать общие интересы при взаимодействии с федеральными органами власти. 

Стоить отметить нашу очень важную победу. В течение пяти лет РПСМ добивался пересмотра безнадежно устаревшего Перечня производств, работ и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, включая морские специальности. В прошлом году обновленный список вступил в силу. Вместо 456 запрещенных профессий их осталось 100. Изменения коснулись и судоходной отрасли: для женщин стали доступны должности боцмана, шкипера, помощника шкипера и матроса на судах любого типа. 

В апреле 2021 года морские профсоюзы и Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Российская палата судоходства» подписали Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2021-2024 годы. Оно устанавливает минимальные стандарты условий труда для моряков, работающих на судах под российским флагом. В документе полностью отражены требования Конвенции о труде в морском судоходстве, в том числе гарантируется сохранение действия трудовых договоров для тех моряков, которые попали в пиратский плен, даже если в этот период срок их действия истек. 

Наша работа подразумевает не только конструктивный диалог с работодателями и органами власти. Это еще и колдоговорная кампания – то есть подписание новых коллективных договоров с судовладельцами в рамках социального партнерства и контроль выполнения уже действующих соглашений с судоходными компаниями. С гордостью можно сказать, что количество судов, на которых действует наш колдоговор, растет. Сегодня он есть на почти 300 судах отечественных и зарубежных судовладельцев. Условия коллективного договора РПСМ применяются, например, и в таких ситуациях, когда в экипаже на борту судна иностранного владельца трудится всего один или несколько российских моряков. И таких судов – больше 2000. 

В то же время с сожалением приходится констатировать, что в судоходном бизнесе есть работодатели, пренебрегающие основными правами моряков. Например, невыплата зарплаты остается одной из основных проблем на флоте. За последние пять лет команда РПСМ добилась для моряков погашения задолженностей и выплат компенсаций по результатам расследования травм на сумму больше 15,5 млн долларов США.

– Начало 2022 года принесло новые проблемы, в том числе в области глобальной торговли. Как кризис сказался на экипажах судов, чем здесь может помочь профсоюз?

– Сovid-19 и распространение нового штамма «омикрон» по-прежнему негативно влияет на всю цепочку поставок грузов по всему миру. К этому добавились наложенные на нашу страну международные санкции вследствие проведения специальной операции на Украине. Вкупе это ведет к многочисленным срывам запланированных смен, сбою и задержкам в эксплуатации судов, выгрузке-погрузке в ряде иностранных портов. Также это повлекло значительные ограничения в передвижении моряков. Сегодня репатриация для российских моряков проходит крайне напряженно: смены возможны через Стамбул, Дубай, некоторые прибалтийские страны и Польшу. 

Судовладельцы пытаются приспособиться к новым условиям, расходы на смену экипажей значительно выросли. Как следствие, и моряки, и судовладельцы предпочитают продлевать контракты. Наша задача – контролировать, чтобы в любой сложной ситуации труд моряков оплачивался вовремя и достойно, чтобы контракты продлевались без нарушений и только с полного их согласия. 

– В связи со специальной военной операцией России некоторые суда оказались в тяжелом положении. Что предпринимает профсоюз для помощи экипажам? 

– Международная федерация транспортников и Международная палата судоходства сообщают, что в Азовском море застряло порядка 140 судов разных государств, на которых работает больше 1000 моряков по меньшей мере 20 национальностей. В то же время, по данным автоматической идентификационной системы AIS, судов под российским флагом в зоне конфликта нет. 

Однако российские моряки могут работать на судах иностранных компаний, как это случилось с экипажем танкера Millennial Spirit под флагом Молдовы, попавшего под ракетный обстрел 24 февраля в 12 милях от порта Южный. Пострадали все 10 членов экипажа, получившие ожоги разной степени. Все они россияне. 8 марта капитан танкера скончался от ранения в госпитале, остальные моряки продолжали оставаться в церкви в Черноморске – профсоюз поддерживал с ними постоянную связь. РПСМ обращался в Министерство транспорта РФ, Министерство иностранных дел РФ, Международную федерацию транспортников, Международную организацию труда и Международную морскую организацию с просьбой скоординировать усилия для скорейшей репатриации моряков. 24 марта, со слов уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой, стало известно, что Украина и Россия обменялись гражданскими моряками. Члены экипажа Millennial Spirit благополучно вернулись в Москву, а затем с помощью профсоюза – к семьям. 

В целом в профсоюз не поступало жалоб от моряков на то, что они не могут покинуть те или иные порты в связи со специальной операцией. Но, конечно, для них все усложнилось. С отменой авиарейсов в регионе конфликта невероятно тяжело стало менять экипажи. Кроме того, моряки должны получать зарплату за свой труд, для чего нужно переводить платежи через международные банковские системы. Как и куда перечислять им деньги – задача, которую сегодня пытаются решать круинговые менеджеры всего мира. Ситуация усугубляется по мере того, как все больше российских банков лишаются возможности совершать международные транзакции. В такой ситуации обычно предлагается направить зарплату на счет в другом банке, не находящемся под санкциями, или выдавать зарплату наличными. 

– Каковы главные планы и задачи Российского профсоюза моряков на 2022 год? 

– Помимо поддержки моряков в условиях ограничений из-за новых штаммов COVID-19 и санкций, РПСМ продолжит работу по законопроекту № 1150608-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о техническом менеджменте судов). Документ предусматривает появление в Кодексе торгового мореплавания РФ и Кодексе внутреннего водного транспорта РФ нового вида деятельности - технического управления судном. Основной аспект документа, вызывающий беспокойство у РПСМ: создаются предпосылки для появления трехсторонних трудовых отношений в судоходстве. В частности, разделение обязанностей судовладельца перед моряками. Согласно ныне действующему закону, невыплаченная зарплата моряка или расходы на репатриацию – это морское требование к судовладельцу. Он отвечает по таким морским требованиям судном, которое является морским залогом и может быть арестовано в рамках судебного иска к судовладельцу. 

Законопроект, внесенный депутатами Госдумы, предлагает поручить техническому управляющему не только техобслуживание судна, но и функции работодателя. Таким образом, фактически предлагается разделить обязанности работодателя и судовладельца. При этом возникает неясность, кто именно отвечает перед моряком за его репатриацию, заработную плату и другие платежи. Согласно Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) – главному международному документу, стоящему на страже прав моряков, –  технический управляющий может быть судовладельцем, если взял на себя ответственность за эксплуатацию судна и выполнение всех норм КТМС. Однако в документе народных избранников об этом не говорится ни слова. Есть и другие нормы законопроекта, которые, с точки зрения РПСМ, могут негативно отразиться на моряках. Профсоюз предложил соответствующие поправки в законопроект, чтобы восполнить пробел в учете требований международных морских конвенций и защитить права моряков.

 

↑ 

Наверх