Вернуться назад
Моряк — далеко не самая романтичная профессия, как принято считать во всем «земном» обществе, моряк — это в первую очередь знающий своё дело специалист, с техническими знаниями и навыками, достаточным опытом, владеет иностранным языком разговорным и техническим, физически подготовленный, морально и эмоционально устойчивый к любым обстоятельствам, вызовам и умеющий работать в многонациональном коллективе.
Область, в которой работают моряки, комплексная и включает в себя несколько различных секторов и сторон на международном уровне, а также подпадает под действие различных международных и региональных нормативно-правовых баз. Профессия моряка предполагает и требует обширных знаний от каждого представителя.
В чём должен моряк «плавать»?
Благополучие моряков. Принятая Международной организацией труда (МОТ) Конвенция «О труде в морском судоходстве» (MLC-2006) — главный морской документ и настольная книга для моряков, которая устанавливает минимальные стандарты труда и быта для всех моряков, работающих на судах под флагами стран, ратифицировавших этот документ. MLC-2006 охватывает почти все аспекты работы и жизни на борту, начиная от часов отдыха и заканчивая выплатой заработной платы и охраной труда и здоровья. Согласно MLC-2006, моряки имеют право как минимум на 2,5 дня в месяц оплачиваемого ежегодного отпуска, не считая праздничные дни.
В ближайшее время в конвенции вступит в силу поправка об обязательном обеспечении членов экипажей судов доступом в интернет, которую приняли на заседании Специального трехстороннего комитета (СТК) в мае.
Периоды отдыха во время рейса. Так как моряки — это та категория людей, которые не покидают свои рабочие места в конце рабочего дня, очень важно обеспечить оптимальное время отдыха, что иногда бывает сложно. В соответствии с MLC-2006, минимальная продолжительность времени отдыха не должна быть менее: 10 часов в течение любого 24-часового периода, который может быть разделен не более чем на 2 периода, один из которых должен иметь продолжительность не менее 6 часов, а интервал между последовательными периодами отдыха не должен превышать 14 часов; и 77 часов в течение любого периода в 7 дней.
Соответственно, требования к рабочему времени следующие: 8 часов в день в нормальных условиях с 1 днем отдыха; максимум 14 часов в любой 24-часовой период; и максимум 72 часа в течение 7 дней.
О пиратстве, зонах повышенного риска и зонах военных действий. Пиратство – серьезная угроза для моряков. В последнем отчете IMB зафиксировано 37 инцидентов за первый квартал 2022 года. Зоны повышенного риска пиратства и военных действий представляют собой непосредственную опасность для заходящих судов и их экипажей.
Членам экипажей всех судов, на которые распространяются соглашения IBF и TCC, перед началом рейса должна быть предоставлена информации о том, что судно направляется или может войти в какую-либо из зон военных действий или повышенного риска.
Если судно входит в зону военных действий, моряк имеет право отказаться следовать в опасный район и в этом случае имеет право на репатриацию за счет компании, на компенсацию в случае утраты трудоспособности или смерти в двойном размере, на получение надбавки в размере 100% от ежедневной базовой ставки за все время пребывания судна в опасном районе, согласиться или отказаться от следования в зону военных действий без риска потерять работу или подвергнуться другим приносящим ему убытки действий.
В декабре 2020 года к MLC-2006 вступили в силу поправки? гарантирующие, что морякам, которые окажутся в заложниках в результате нападения пиратов или вооруженного ограбления судов, будет продолжать начисляться заработная плата, а также, за ними сохранятся другие права, предусмотренные контрактом.
На случай болезни или травмы на борту. Судовладельцы несут ответственность за покрытие расходов моряков, работающих на их судах, связанные с болезнью и травмами моряков, включая: компенсацию в случае смерти или длительной потери трудоспособности моряка в связи с производственной травмой, болезнью или несчастным случаем, лечением; расходы на необходимые лекарства и терапевтические средства, расходы на погребение; расходы на погребение в случае смерти на борту.
Если болезнь или травма привели к утрате трудоспособности моряка, судовладелец несет ответственность за выплату заработной платы в полном размере в течение всего времени пребывания больных или травмированных моряков на борту судна или пока моряки не будут репатриированы, а также выплату заработной платы в полном размере или частично согласно предписаниям национального законодательства или нормативно-правовых актов, либо в соответствии с положениями коллективных договоров, с момента репатриации моряка или списания его на берег вплоть до его выздоровления или, если это наступит раньше, до момента, когда он получит право на получение денежных пособий в соответствии с законодательством соответствующего государства-члена.
Глобальная интегрированная система информации о судоходстве. Управляемая Международной морской организацией (IMO) ГИСИС является централизованной базой данных мировой судоходной отрасли. Она включает множество разделов – от отчетов о пиратстве до данных о приёмных портовых сооружениях, от обновлений нормативных документов до полезной контактной информации.
О морских профсоюзах. Сложная структура судоходной отрасли, в основном обусловленная его международным характером, означает, что морякам иногда может понадобиться помощь или совет. Например, известно немало случаев, когда оказавшиеся в затруднительном финансовом положении судовладельцы бросали моряков на борту своих судов в порту за тысячи миль от дома. Что можно предпринять, чтобы призвать к ответу судовладельца, отказывающегося выплатить причитающуюся моряку зарплату или покрыть его расходы на репатриацию?
Вступление в профсоюз моряков может помочь получить полезную информацию в случае возникновения проблем, связанных с нарушением прав человека или нормативными ограничениями. Профсоюзы не только помогают морякам в юридических вопросах, но могут оказывать им финансовую поддержку в трудных ситуациях, как это было в период пандемии, когда тысячи моряков вынуждены были оставаться на борту своих судов на несколько месяцев дольше предусмотренных контрактами сроков, а другие тысячи моряков не могли присоединиться к своим судам.
Морские юристы. Мало кто из моряков знает, что есть специально обученные и практикующие специалисты в области международного морского права, которые уполномочены отстаивать права моряков. Зачастую они бесплатно консультируют моряков и их семьи при возникновении проблемных вопросов профессионального характера: невыплата/задержка заработной платы, конфликтные ситуации с работодателем, случаи заболеваний/травмирования/смертей/пропажи без вести и прочее. Эффективность их работы также ощутима, как утверждают моряки, которые уже воспользовались их услугами.
Гендерное равенство. «Женщина на борту — к беде» — это уже выражение уже предано мифологии, в реальной жизни женщины-моряки уже составляют около 2% мировой морской рабочей силы. Это крайне мало, и поэтому в последнее время проблема гендерного разнообразия не сходит с повестки дня судоходной отрасли. Любой, кто только собирается делать свои первые шаги в судоходной отрасли, должен знать о том, что отрасль под руководством IМО предпринимает серьезные усилия по созданию более разнообразной инклюзивной рабочей среды. Недавно IМО учредила Международный день женщин, занятых в судоходной отрасли, который будет отмечаться ежегодно 18 мая.
Наверх