31.01.2023

Крошечный испанский порт Сеута стал новым хабом для российской нефти

Город, находящийся под управлением Испании, стал воротами для обеспечения поставок российской нефти, поскольку грузоотправители пытаются изменить порядок торговых путей в ответ на санкции ЕС и ограничение цен, вступивших в силу 5 декабря.

Поскольку ЕС сократил спрос на российскую нефть, поставляемую по трубопроводу, торговля черным золотом переместилась в море. Отказавшись от прежнего перевалочного пункта у датского острова Скау, Россия перенесла операции в середину Северной Атлантики, пока зимние штормы и бурные приливы не сделали перегрузку сырой нефти с одного корабля на другой слишком опасными. Средиземноморские воды Сеуты спокойны, и, по данным Vortexa, консалтинговой компании отслеживающей движение танкеров, флот танкеров Aframax, загруженных нефтью в российских портах на Черном море, регулярно прибывает в Сеуту и перегружает свои грузы на большие VLCC, которые продолжают 40-дневное морское путешествие минуя мыс Доброй Надежды в Китай.

С декабря, согласно данным Vortexa, шесть VLCC бросили якорь за пределами Сеуты, и по крайней мере три из них принадлежат Китаю.

Моря у побережья греческого города Каламата также стали местом перевалки с корабля на корабль, причем большая часть перекачиваемой оттуда нефти направляется в Индию через Суэцкий канал. (VLCC, проходящие через Суэцкий канал, заполнены только наполовину, чтобы корабль не сел на мель на мелководье канала).

Ни Сеута, ни Каламата ранее не были перевалочными пунктами для российских судов, и всплеск активности у их берегов сопровождался увеличением экспорта российской нефти.

Экспорт российской нефти сократился, но не иссяк

Санкции ЕС в комплексе с ограничением цен на российскую нефть потолком в 60 долларов за баррель, вступившие в силу, призваны снизить доходы страны от продажи нефти. В то время как импорт российской нефти в ЕС сократился после нескольких месяцев после начала конфликта, Китай, Индия и Турция продолжают выкупать поставки.

Опубликованные объемы российской нефти, перевозимые на судах, достигли нового минимума в конце этого месяца, однако падение объемов в большей степени было обусловлено, как плановыми ремонтами портов и другими проблемами инфраструктуры, так и последствиями санкций.

По данным Центра энергетических исследований и чистого воздуха (CREA), финской исследовательской организации, которая отслеживает влияние санкций на российскую нефть, экспорт черного золота морским транспортом в настоящее время превышает 500 000 метрических тонн в день, что выше, чем за аналогичный период прошлого года года. Кроме того, анализ CREA показывает, что Россия заработала 425 миллионов евро на экспорте нефти 23 января, что на 28% меньше, чем 593 миллиона евро, которые она заработала 11 месяцев назад, 24 февраля.

В пятницу 27 января ЕС начал переговоры, чтобы обсудить, стоит ли снижать потолок цен на российскую нефть и усиливать санкции. США настаивают на сохранении ценового потолка на уровне 60 долларов за баррель, в то время как коалиция стран во главе с Эстонией, Литвой и Польшей выступает за более серьезное ограничение цен до уровней от 40 до 50 долларов, что ниже средней рыночной цены на российскую нефть в 54 доллара в декабре и 52 доллара в январе.

На данный момент, в ожидании результатов переговоров, импорт нефтепродуктов из России в ЕС планируется запретить в воскресенье 5 февраля.

↑ 

Наверх