16.05.2023

Могут ли захваты иранских танкеров вернуть конвои ВМС в Персидский залив?

Практически незамеченный на фоне предполагаемых атак беспилотников на Кремль, надвигающегося  весеннего наступления Украины  и агрессивной военной активности Китая вокруг Тайваня, еще один регион накаляется. Два огромных нефтяных танкера, Advantage Sweet , шедший под флагом Маршалловых островов, и Niovi, шедший под флагом Панамы, были недавно  захвачены морскими подразделениями Корпуса стражей исламской революции.

Оба находятся в руках иранцев и стоят на якоре у побережья Ирана недалеко от Ормузского пролива в Бандар-Аббасе, ключевой иранской военно-морской базе в Персидском заливе. Хотя захват всего двух кораблей может не показаться кризисом, он может стать началом цикла, в котором ВМС США снова втягиваются в рискованную миссию по защите коммерческих судов в Персидском заливе от иранской агрессии.

Правительство Тегерана выступило с заявлением, в котором утверждается, что судно Advantage Sweet, захваченное 27 апреля, столкнулось с другим судном. Анализ глобальной системы слежения не выявил такого столкновения, и владельцы это отрицают. Судно перевозило сырую нефть из Кувейта от имени американского нефтяного гиганта Chevron. Этот захват, по-видимому, является иранским ответом на недавнее законное задержание за нарушение санкций партии иранской нефти на судне Suez Rajan у побережья Сингапура. Иран, скорее всего, попытается договориться о выпуске Advantage Sweet в обмен на нефть в Suez Rajan. 

Дело о захвате Ниови 3 мая еще более мрачное. Судя по всему, судно было захвачено в результате спора, связанного с нефтяными операциями на теневом рынке. Иран заявил, что конфискация была произведена в ответ на постановление суда в Тегеране, вытекающее из коммерческих разногласий. Как и Advantage Sweet, Niovi стоит на якоре в ожидании своей участи.

Каковы бы ни были настоящие причины этих двух припадков, мы уже видели эту пьесу раньше. На недавнем собрании греческой судоходной компании Onassis, в совете директоров которой я состою, наши операционные менеджеры внимательно следили за тем, что некоторые называют актами пиратства. Кроме того, в мае прошлого года Иран захватил два  греческих танкера Prudent Warrior и Delta Poseidon и удерживал их до ноября. Это, безусловно, было местью за то, что греческое правительство конфисковало иранскую нефть с другого судна, «Лана» (ранее «Пегас») в греческих водах. Два правительства в конечном итоге договорились о том, что по сути было обменом.

Иранцы неоднократно использовали эту тактику на протяжении десятилетий всякий раз, когда они были недовольны глобальными событиями или злились, когда санкции применялись к их операциям в любой точке мира. Обычно захваты сопровождаются угрозами «перекрыть» Ормузский пролив в южной части Персидского залива, через который проходит почти 40% мировой нефти.

За свою карьеру в военно-морском флоте я несколько лет патрулировал воды Персидского залива и участвовал во многих операциях с участием Ирана. Примечательно, что в конце 1980-х я работал на тогда еще совершенно новом крейсере Aegis, USS Valley Forge, в рамках длительной операции под названием Ernest Will. Миссии включали в себя смену флага кувейтских торговых судов на флаги США, а затем их сопровождение полностью загруженными из Кувейта вниз по заливу и через Ормузский пролив на пути в Аравийское море. 

В конце концов, ВМС США провели несколько успешных атак на иранские корабли под названием «Операция «Богомол»» в ответ на их действия в Персидском заливе, которые варьировались от захвата торговых судов до минирования пролива.

Мы могли бы снова оказаться на таком встречном курсе. Если Иран продолжит безнаказанно и безосновательно захватывать коммерческие суда, международному сообществу  придется отреагировать . 

Боевые корабли Пятого флота США базируются в Бахрейне именно для такого рода непредвиденных обстоятельств и включают в себя ракетные эсминцы и крейсера, а также атомные авианосцы на ротационной основе. Тральщики доступны, если иранцы прибегнут к морским минам. 

А ВВС имеют сильное присутствие в Персидском заливе на авиабазе Аль-Удейд в Катаре, крупнейшей военной концентрацией США на Ближнем Востоке и базой мощного 379-го экспедиционного авиакрыла.

Союзники Америки также часто отправляют военные корабли в регион и, вероятно, будут готовы участвовать в операциях конвоев по мере необходимости, особенно британцы, которые имеют большой опыт работы в регионе. Экспедиционная группа Королевских  ВВС  также базируется в Аль-Удейде и постоянно работает с дислоцированными там американскими войсками.

Хотя всегда важно позволить дипломатии играть немного дальше, просто позволить Ирану захватить коммерческие суда, работающие на законных основаниях, в качестве козыря для избегания санкций, недопустимо. Чем раньше США и их союзники прямо и четко сообщат об этом Тегерану, тем лучше. Или мы можем снова вернуться к конвоям на Ближнем Востоке.

↑ 

Наверх